Категории каталога

Форма входа

Приветствую Вас Приблудшая душа!

Поиск

Мини-чат

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 12

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Статьи из инета

Практический идеализм: Пушкин – Соловьев – Философский семинар
Практический идеализм: Пушкин – Соловьев – Философский семинар г.ОзёрскаОтправлено Сергей Борчиков 23:19:41 30/08/2000
в ответ на: РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ, отправлено Организатор дискуссии 23:38:19 07/07/2000

Предлагаемое сообщение дублирует изложение концепции «Практического идеализма» в рубрике проекта «Город будущего» интернет-газеты «Озёрск.Ру» (http://www.ozersk.ru/gorod/konzept/borchik.shtml). Необходимость поместить его на страницах дискуссии «Судьба философии» продиктована неоднократным упоминанием имени Вл.Соловьева в данной дискуссии и прогнозированием в связи с этим путей развития русской философии. Такая раздвоенность места «Практического идеализма» – в практическом проекте и на теоретической дискуссии – не случайна: она говорит как раз в пользу имманентной двуприродности этого философского феномена. Практический идеализм – синтез общественной практики и философской теории. Практический идеализм вкупе с ноэматических идеализмом составляет мировоззренческое ядро Философского семинара г.Озёрска.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ

Мне кажется, недостатка в практических советах, как строить дома, озеленять улицы и организовать торговлю в «Городе будущего», не будет. Поэтому как философ я решил сосредоточиться на прогнозировании будущей духовной ауры. Эта аура должна соединять в себе всё завоевания человечества, достигнутые к третьему тысячелетию. Если анализировать их по предельно большому счету, то их будет всего два: 1) созидательный практицизм («Человек хозяин своей судьбы») и 2) всепроникающий идеализм – в разных формах, начиная от обыденных (упоение идеалами и идеальными прожектами), переходя через религиозные (вера в Бога и бессмертие) и кончая философскими (торжество идеи, разума, мысли, экзистенции и прочее).
Оптимальным вариантом является соединение этих двух составляющих: практики и идеализма. Подобное предложил в свое время великий русский философ Владимир Сергеевич Соловьев, так и назвав свою концепцию: «Практический идеализм». Философский семинар города Озёрска сделал данную концепцию своей определяющей этической доктриной [1]. Попробую изложить её основные моменты на примере работы Соловьева, посвященной человеку, который оказал непереоценимое влияние на русскую культуру, – «Судьба Пушкина» [2].

I. ОСНОВНОЕ ЭТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
Соловьев устанавливает характерное для Пушкина, а в принципе для огромного количества людей раздвоение личности между «...жизнью творчески просветленною и жизнью действительною или практическою...» (с.183), или, говоря этическим языком, между идеалом и действительностью.
Это раздвоение представляет основное этическое противоречие. Вот более развернутая характеристика этого противоречия: «Действительность, данная в житейском опыте, несомненно находится в глубоком противоречии с тем идеалом жизни, который открывается вере, философскому умозрению и творческому вдохновению» (с.185).
Итак, в основном этическом противоречии сходятся две величины: практическая жизнь и жизненные идеалы. И в зависимости от преобладания одного над другим или характера их сочетаемости выделяются четыре решения данного этического противоречия.

II. ЧЕТЫРЕ РЕШЕНИЯ, ИЛИ ИСХОДА, ОСНОВНОГО ЭТИЧЕСКОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ
1) Практицизм, или отречение от идеала.
«Можно прямо отречься от идеала как от пустого вымысла и обмана и признать факт, противоречащий идеальным требованиям как ОКОНЧАТЕЛЬНУЮ И ЕДИНСТВЕННУЮ действительность. Это есть исход нравственного скептицизма и мизантропии...» (с.186).
2) Донкихотство, или отречение от действительности.
«Второй исход... есть ДОНКИХОТСТВО, при котором идеальные представления до такой степени овладевают человеком, что он совершенно искренно или не видит противоречащих им фактов, или считает эти факты за обман и призрак» (с.186).
3) Экзистенциализм, или примирение с этическим противоречием без его разрешения.
Сам Соловьев не принимает это решение за нравственный исход, а лишь фиксирует как духовную ситуацию, в которой находился Пушкин. Соловьев также не употребляет термин «экзистенциализм», но если бы он дожил до наших дней, то, пожалуй, обнаружил бы, что огромное количество людей живёт в подобном экзистенциальном раздрае, а именно с одновременным признанием обеих сторон противоречия, без какой-либо надежды на их гармоническую сочетаемость.
Посмотрим, как это было у Пушкина. «Он с полной ясностью отмечал противоречие, но как-то легко с ним мирился: указывая на него как на факт... Резкий разлад между творческими и житейскими мотивами казался ему чем-то окончательным и бесповоротным, не оскорблял нравственного слуха...» (с.187).
«Вся высшая идейная энергия исчерпывалась у него поэтическими образами и звуками, ГЕНИАЛЬНЫМ ПЕРЕРОЖДЕНИЕМ ЖИЗНИ В ПОЭЗИЮ, а для самой текущей жизни, для житейской практики оставалась только проза, здравый смысл и остроумие с веселым смехом» (с.183) плюс самолюбие, самомнение, гордость, ревность, обидчивость, страсти, «опускание до уровня низких замыслов» (с.197).
Суть этого решения – в сочетании практики и идеала без их взаимопроникновения друг в друга. Люди признают этические идеалы, упиваются ими, но живут при этом по элементарным обыденным и экономическим законам, т.е. существуют как бы в двух параллельных мирах, или, говоря более научным языком, в двух виртуальных реальностях: в одной – мимикрирующей под действительность, в другой – уповающей на идеальное счастье.
4) Практический идеализм, или гармоническое сочетание сторон этического противоречия.
Практический идеализм «...состоит в том, чтобы не закрывая глаз на дурную сторону действительности, но и не возводя её в принцип, во что-то безусловное и бесповоротное, ЗАМЕЧАТЬ В ТОМ, ЧТО ЕСТЬ, НАСТОЯЩИЕ ЗАЧАТКИ ИЛИ ЗАДАТКИ ТОГО, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ, и, опираясь на эти хотя недостаточные и неполные, но тем не менее действительные проявления добра, как уже существующего, данного, помогать сохранению, росту и торжеству этих добрых начал и через то все более и более сближать действительность с идеалом и в фактах низшей жизни воплощать откровения высшей» (с.186).
У Пушкина, по мнению Соловьева, такого «практического или житейского ИДЕАЛИЗМА» не было (с.183), ведь установка на ПРАКТИЧЕСКИЙ идеализм напрямую завязана с КЛАССИЧЕСКИМ идеализмом, а последний, например, в русском варианте – с такими идеальными первоначалами, как Красота (Ф.М.Достоевский: «Красота спасет мир»), как Добро (Л.Н.Толстой: «Живет всякий человек, чтобы ему было хорошо, для своего блага») и как Истина (В.С.Соловьев: «Истина есть сущее всеединое») [3].
Современный исследователь О.С.Пугачев, интерпретируя учение Соловьева, отмечает: «“Практический идеализм” не принимает крайностей: “всё не земле” или “всё на небе”. Для него важно соединение, но не слияние противоположностей – Бога и мира, небесного и земного, духовного и материального в истине “всеединства и всецелости”». «…Практический идеализм объявляется универсальным принципом, одинаково применимым как в личной, так и в социальной жизни…» [4]

III. СИЛА И СЛАБОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА
1) Сила.
Всякому действию можно противопоставить идеал, а всякий идеал, несмотря на всё сопротивление действительности, может и должен быть воплощаем в действительности. «Нет такого житейского положения, хотя бы возникшего по нашей собственной вине, из которого нельзя бы было при доброй воле выйти достойным образом» (с.197). Следовательно, нужно воспитывать в себе добрую волю, а не кивать безропотно на непреодолимость внешних обстоятельств. «Практический идеалист не должен бежать от мира, но подобно Христу, идти в мир с целью его совершенствования» [5].
2) Слабость.
Но в этом же состоит и слабость практического идеализма, поскольку чересчур много возлагается на волю и разум человека и умаляется значение действительности и судьбы самих по себе. Вот кредо Соловьева: «Судьба не есть произвол человека, но она не может управлять человеческою жизнью без участия собственной воли человека...» (с.203). Может, ой, как может, Владимир Сергеевич. Двадцатый век с его всепроникающими тоталитарными системами воздействия на человека – фашизмом и коммунизмом – в достаточной мере показал это.
3) Преодоление слабости.
Однако осознание слабости практического идеализма не должно означать возврата ко второму исходу, т.е. к отречению от идеалов. Хитрость в том, что все идеалы в скрытом виде все равно находятся в судьбе и в действительности. Наша задача – оттуда его вызволить. А этого не сделать, не научившись управлять идеальной стороной судьбы.
«Судьба вообще не есть простая стихия, она разлагается на два элемента: высшее добро и высший разум, и присущая её необходимость есть преодолевающая сила разумно-нравственного порядка, независимого от нас по существу, но воплощающегося в нашей жизни только через нашу собственную волю» (с.204).
Итак, только обладая нравственным и разумным (философским) самосознанием, человек способен держать слабости и силу практического идеализма перед глазами: с одной стороны, не отмахиваться от слабости, с другой – не пренебрегать внутренней силой, единственно способной придать человеческому существованию достойное благостное бытие.

ПРИМЕЧАНИЯ
1 Определяющей гносеологической доктриной Философского семинара является упомянутый ноэматический идеализм.
2 Соловьев В.С. Литературная критика. М.: Современник, 1990. – Ссылки на эту работу даются далее по тексту в круглых скобках.
3 Несколько подробнее см. об этом:
Борчиков С.А. Топос русского духа: XIX-XX-XXI вв. – XXI век: будущее России в философском измерении. Материалы Второго Российского философского конгресса. В 4-т. Т.4, ч.1. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.
Борчиков С.А. Признание в любви. – В.С.Соловьев: жизнь, учение, традиции. Материалы I Всероссийской научной заочной конференции, Екатеринбург, январь-март 2000 г. Екатеринбург: УрГУ, 2000.
4 Пугачев О.С. Этические принципы «практического идеализма». К вопросу актуальности. – В.С.Соловьев… там же, с.162.
5 Пугачев О.С. Там же.
Категория: Статьи из инета | Добавил: Alik__11 (30.10.2008)
Просмотров: 2539 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]